Занятия с четвёртым классом по шахматам

Опубликовано: 14.05.2015

Предлагаемые в работе некоторые дидактические игры и задания позволяют довести до детей необходимую информацию с сохранением интереса к предмету изучения. Приводится малая часть заданий, из которой понятен принцип подхода к первоначальному обучению игре в шахматы детей младшего возраста. Такая форма обучения используется автором в течение трех лет и позволяет достичь желаемых результатов. Возможно, это будет интересно тренерам и педагогам, поскольку научить детей играть в шахматы довольно сложно, особенно в младшем возрасте.
Автор: Абрамович, Виктор Тимофеевич, руководитель шахматного кружка МБОУ Устьинская СОШ. Образование высшее, инженер астрономо – геодезист, категория СЗД.
Актуальность состоит в том, что разработано много программ, издано большое количество замечательных учебников для шахматной подготовки взрослых людей, но методик обучения игре школьников 7 -8 лет очень мало.

Шахматы – одно из величайших достижений нашей цивилизации. Эта популярная в течение веков игра не утратила своей завораживающей силы и с появлением компьютера и Интернета. Ее благотворное влияние на развитие умственных способностей детей отмечают многие известные педагоги, например академик В.А.Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления детей большое место отводилось шахматам… Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры». Первый президент республики Саха (Якутия) Николаев М.Е. считал необходимым включение шахмат в образовательный процесс.

Обучение игре в шахматы в начальной школе помогает ученикам не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в небольших сельских поселениях и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможность творческой самореализации, приобретение широкого круга друзей разного возраста, позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Процесс игры для детей младшего возраста, помимо обретения новых знаний еще и школа общения. Существует много обучающих программ, однако, ничто не заменит живого общения обучаемого с тренером. На занятиях полностью исключаются назидательные монологи, диктат в любой форме, а есть союз равных. Учитель шахмат — это старший друг. Мы вместе участвуем в творческом поиске. Главное – подвести ученика к верному решению, но мыслить он должен самостоятельно.

Начальный курс по обучению игре в шахматы должен быть максимально прост и содержать организованную игровую деятельность. В данной работе приводятся различные дидактические игры и задания для начинающих. Некоторые из них составлены шахматистами третьего года обучения. Так задания №№ 19-22 по теме «Ходы шахматных фигур» составила ученица четвертого класса Назарова Валерия, которая занимается шахматами третий год.

Одна из задач, которую учителю приходиться решать постоянно – это удержать баланс между количеством информации и интересом детей. Предлагаемые дидактические игры и задания помогают решить эту проблему.

Тема: шахматная доска и фигуры.
1. «Горизонталь». Заполняются горизонтальные линии фигурами.
2. «Вертикаль». То же самое, но по вертикальной линии шахматной доски.
3. «Диагональ». Заполняется одна из диагоналей.
4. Сколько полей в одной вертикали?
5. То же горизонтали?
6. То же диагонали? Сколько на доске диагоналей (считаем)?
7. Сколько полей на шахматной доске по периметру (считаем вокруг)?
8. Сколько полей в 2 горизонталях (умножаем)? И т.д. до восьми в зависимости от программы по математике.
9. Как можно записать адрес любого поля на шахматной доске?
10. Как подписываем адрес на конверте?
11. Как на доске обозначается «улица»?
12. Достаточно ли написать только название улицы на конверте?
13. Как на доске обозначается «номер дома»?
14. «Черный ящик». Каждый ученик на ощупь определяет фигуру.
15. «Какой фигуры нет». Все фигуры ставятся на стол. Учитель убирает одну или большее количество фигур. Дети определяют, каких фигур нет.
16. Начальная расстановка фигур на скорость.
17. Начальная расстановка из «черных ящиков».
18. Учитель показывает две фигуры, нужно определить стоят ли рядом на доске эти фигуры в начальном положении.
19. Определить «адреса» в шахматной нотации горизонталей, вертикалей, диагоналей.
20. Записать начальную расстановку шахматных фигур.

Тема: ходы шахматных фигур.

1. Записать за сколько ходов король пересечет доску по вертикали.
2. То же по горизонтали.
3. То же по диагонали.
4. «Слалом». Пересечь доску королем, не становясь на битые поля.
5. «И король в поле воин». Пересечь доску королем, сделав все возможные взятия при минимуме ходов.
6. Сколько полей бьет король, находясь в центре доски?
7. Сколько полей бьет король, находясь на краю доски?
8. Сколько полей бьет король, находясь в углу доски?
9. Ходом ладьи «нарисовать» на доске квадрат. Записать ходы.
10. Ходом ладьи «нарисовать» на доске прямоугольник. Записать ходы.
11. Можно ли ходом ладьи «нарисовать» на доске треугольник?
12. Сколько полей бьет ладья находясь в центре доски?
13. То же на краю доски?
14. То же в углу доски?
15. Какая фигура легко «рисует» своими ходами треугольник на шахматной доске?
16. Сколько полей бьет конь, в центре доски, на ее краю и в углу доски?
На сколько больше полей бьет конь из позиции в центре доски, чем в позиции в углу доски?
17. На какое поле нужно поставить слона, чтобы он бил максимальное количество полей?
18. Ваш дом находится по адресу А1, друзья живут по адресам А8, Н8, Н1. За какое минимальное количество ходов вы посетите всех друзей и вернетесь домой, если передвигаетесь на лодке (ладье)?
19. То же на коне?
20. Сможете ли погостить у всех друзей, передвигаясь на слоне?
21. По каким адресам друзей сможете попасть на слоне?
22. Чем может отличаться путь ферзя (мудреца) при решении задачи 14?
23. Один раз в партии может перепрыгнуть через короля?
24. В какой позиции король может пойти только на одно поле? На доске только короли.
25. В какой позиции король имеет три хода. На доске только короли.
26. В какой позиции король имеет семь ходов. На доске только короли.
27. Сколько ходов может сделать пешка за одну партию?
28. Сколько ходов со взятием может сделать пешка за партию?
29. Сколько на доске может быть слонов белопольных и чернопольных?
30. Сколько на доске может быть ферзей одного цвета?
31. То же ладьей?
32. То же коней?
33. То же пешек?
34. Может ли конь совершить взятие фигуры, находящейся на одной горизонтали с ним?
35. То же слон?
36. То же пешка?
37. То же ладья?
38. Какие фигуры могут брать по диагонали?
39. При каком ходе пешка берет, но при этом занимает свободное поле?
40. «Заколдованное королевство». Игра на уничтожение. Черные не ходят: «заколдованы». Король не берется.

Дополни предложения.
41. Перепрыгивает через свои и чужие фигуры только …
42. Не может ходить назад только …
43. Не берется до конца игры только …
44. Ходит по полям одного цвета только …
45. Меняет цвет поля при каждом ходе только …
46. Могут пересечь шахматную доску за один ход …
47. Не могут пересечь шахматную доску за один ход …
48. Может ходить только вперед …
49. Самая слабая фигура на шахматной доске — …
50. Самая сильная фигура на шахматной доске — …
51. Тяжелые фигуры- …
52. Легкие фигуры — …
53. Больше всех (считаем) в начале игры фигур, которые называются …
54. В течение одной игры белые могут сделать … ходов пешками.
55. В одной партии может случиться … взятий на проходе.
56. Пешка может вернуться на поле, с которого начинала игру в качестве …
Здесь приводятся дидактические игры и задания по двум темам, думаю, принцип их составления понятен. Так как решения не требуют сколько-нибудь высокой квалификации, ответы не приводятся. Обязательно нужно привлекать к составлению заданий детей, помогая выражать мысли полными предложениями.
Начальная шахматная подготовка малышей – длительный, многотрудный и сложный процесс, связанный с интеллектуальным и физическим развитием ребенка.
Поэтому большую часть урока (до трети) занимают физические упражнения. При первых признаках утомления, ослабления внимания, падения дисциплины включаются физкультурные паузы. Проводятся они в разнообразной форме: упражнения с мячом, скакалкой или иным предметом в зале или выполняется комплекс упражнений в классе. Структура урока для начинающих выглядит таким образом:
1. Тема урока. Цели. 1 минута
2. Содержание. 3-4 минуты
3. Запись в тетрадь новых слов ( обычно одно слово). 2-3 минуты
4. Задания на демонстрационной доске. 5 минут
5. Физкультурная пауза. 10-12 минут.
6. Вопросы и ответы. 7-8 минут
7. Игра. 10 минут
8. Итоги. Домашнее задание. 2 минуты.

Домашнее задание необязательно к выполнению. Допускается и поощряется любая фантазия на тему шахмат. Физкультурных пауз может быть не одна.
Если говорить о спортивных достижениях юных шахматистов самой объективной оценкой будет сравнение результатов участия в улусных (районных) личных и командных первенствах.

Победители в первенстве улуса

Назарова Валерия, четвертый класс, третий год обучения игре в шахматы, в 2013-2014 учебном году разделила на личном первенстве улуса (района) последние места, в 2014-2015 учебном году победила с абсолютным результатом среди девочек 2003-2005 годов рождения.

Назарова Валерия, четвертый класс
Степанова Руслана, третий класс, второй год обучения игре в шахматы, выиграла турнир 2014-2015 на первенство улуса (района) среди девочек 2006-2007 годов рождения.

Степанова Руслана, третий класс
В командном первенстве улуса 2015 года ученики начальных классов заняли второе место. Назарова Валерия играла в команде на доске мальчиков. Место это она заняла по результатам школьного турнира и набрала наибольшее количество очков для команды, а на доске была первой. Два года назад мы имели 10 командное место. Прогресс очевидный.
Влияет ли обучение игре в шахматы на развитие детей и каким образом? Ниже приводятся мнения учителей, работающих с детьми, обучающимися игре в шахматы.
Отзывы коллег и родителей:

Петрова Ольга Александровна, учитель английского языка: «У них выше уровень внимания и памяти, лучше сравнивают и классифицируют. Более усидчивы, дисциплинированы и последовательны».

Егорова Евдокия Афанасьевна, учитель третьего класса (дети второго года обучения игре в шахматы): «Дети выделяются способностью логически мыслить, упорством в достижении цели»

Фокинова Айталина Климентовна, учитель четвертого класса, (дети третьего года обучения): «Эти дети выделяются дисциплиной и не только на уроках, более развито логическое мышление и интуиция. Ни одной задачи они не оставят нерешенной, будут добиваться результата. Выделяются целеустремленностью и настойчивостью в достижении цели».
Родители связывают повышение дисциплины и организованности, успехи в учебе детей с занятиями шахматами.